Интерьер в скандинавском стиле
Мы любим давать интерьерным стилям «географическую» привязку — «Прованс», «Марокко», «Средиземноморье» - в лексиконе дизайнеров полно подобных определений и привязанных к ним стереотипов. Есть в этом списке и такое устойчивое выражение, как «Интерьер в скандинавском стиле». Давайте разберемся, откуда взялось это понятие, какие ценности оно охватывает; поговорим о типичных приемах и признаках.
Зри в корень!
Прежде всего, конечно, следует упомянуть о происхождении и содержании понятия «Скандинавия».
Скандина́вия (норв. и фин. Skandinavia, дат. и швед. Skandinavien) — историко-культурный регион на севере Европы, центром которого является Скандинавский полуостров. Швеция, Норвегия и Дания традиционно считаются частями Скандинавии. Кроме того, в Скандинавию часто включают Исландию и Финляндию, а также Фарерские острова, сближая этот термин с понятием Северная Европа.
Безусловно, пытаясь выделить характерные для скандинавского стиля приемы и методы, смотреть нужно в «корень» - то есть прежде всего обратить внимание на традиции и стереотипы, прописанные в национальном ДНК жителей скандинавских стран.
Шведский Король, художник Ларсон, часы Мора и лошадки Дала
Ключевыми фигурами для формирования особенного «шведского» стиля в интерьере стали король Густав III и художник Карл Улоф Ларсон.
Во время визита к королю Людовика XVI в Версале в 1771 году будущий шведский монарх был настолько впечатлен французским интерьером, что по возвращении в родную Швецию начал активно насаждать французское рококо и все соответствующие этому стилю атрибуты — поэтому шведский стиль часто называют «густавианским». Что же привнес Густав?
Хрустальные люстры, зеркала и стекло
В Швеции хрустальные люстры очень популярны. Обычно они имеют форму корзины в основании и льющиеся каскадом кристаллы сверху. Иногда добавлена легкая кобальтовая синь, подчеркивающая шведское происхождение этого элегантного предмета интерьера.
Люстры прижились именно потому, что удачно сочетались с местным суровым климатом. Хрусталь, зеркала и стекло замечательно отражают и умножают солнечный свет, которого так не хватает в северных странах.
Изящная светлая мебель
Что же касается мебели, то аскетичные и изобретательные шведы значительно «упростили» сложносочиненные французские конструкции под свои нужды — вместо активной позолоты появилась скромная белая краска, замысловатая резьба стала чуть менее претенциозной. Эта мебель активно используется до сих пор, безболезненно и удивительно тонко миксуясь с предметами современного дизайна.
Светлый, воздушный колорит
Стены в шведских домах чаще всего окрашены в белый цвет или тонкие вариации голубого, серого, бежевого, розового.
Изучать истоки «шведского» стиля лучше всего по рисункам знаменитого художника - Карла Улофа Ларсона. В Швеции Ларсон считается не только выдающимся художником, но и создателем интерьера в скандинавском стиле.
Благодаря своим акварелям, он прославился на всю Швецию и дальше, а интерьер его дома стал главной линией в шведском интерьерном дизайне. Простая крашеная мебель, полки с безделушками, гобелены, цветное стекло, деревянный пол, стены украшены росписью — венки, ленты и имитации тканевых драпировок.
Конечно, в шведский интерьер органично влились и более древние традиции:
Шведский Красный - «фалу рёдфег»,- особый оттенок красного цвета. Название это зарегистрировано и подлинность защищается законом. В краске используется уникальный пигмент, добываемый в шахте города Фалун в графстве Даларна. Дома, крашеные в красный цвет, были признаком богатства и высокого социального статуса хозяев.
В современном шведском интерьере красным акцентам отдается особое предпочтение.
Далахерст - со времен викингов шведы испытывали особенный пиетет к лошадям. Испокон веку отцы семейства вырезали игрушки из дерева и относили расписывать в художественные мастерские. Цветочный рисунок, роспись называется «курбитс» - истоки нужно искать в библейских историях(куст, выращенный Богом за одну ночь). Расписная мебель и фигурки лошадок Дала и сейчас украшают шведские гостиные и спальни.
Часы Мора — особая гордость Швеции. Это высокие напольные часы, повторяющие очертания женского тела. Производились в городке Мора (область Даларна). Началось все с того, что жителям этой местности одно время было трудно найти источник заработка, и они придумали замечательный способ заработать — начали изготавливать «фирменные» часы - в разных семьях производились разные детали этих часов. Часы Мора покрашены натуральными пигментами, главным образом в сливочный, серый или голубоватый цвет - они лучше всего отражали свет от свечи долгими зимними вечерами.
«Бонад». Шведское слово «Bonad» переводится как «настенный ковер». История появления «гобелена бедного человека» начинается примерно с 1650-х годов с изображений на полотне, вывешенных на стенах главной комнаты. Они приносили немного яркости и элегантности в темные закопченные интерьеры маленьких сельских домов. Любимыми темами являлись сцены из Библии, например, Иаков видит во сне ангелов, сцены из жизни и быта. Занимательный момент в этих изображениях то, что библейские фигуры персонажей изображены в модной одежде, которую носили представители шведского королевского окружения. Бонады в длину достигали несколько метров. Сейчас в домах шведов часто можно увидеть текстильные панно как продолжение вековой традиции.
Вольная современная интерпретация этого приема — одна стена в комнате, оклееная контрастными живописными обоями.
Шведский стиль идентифицировать довольно просто. При всей незамысловатости он изящен и артистичен. В большинстве своем, это белый цвет стен с яркими локальными акцентами, белые чехлы на мебели. Деревянный пол (часто крашеный в белый цвет), много зеркал, стекла, окна без штор и текстиля. Лепнина и высокий плинтус. Распашные двери.
Шведы любят современное искусство и дизайн, они смело украшают свои дома графикой.
Сочетание винтажной(антикварной) мебели с современной дизайнерской - излюбленный прием.
Жители Швеции любят свои печи и камины. Часто они играют главную роль в декоре гостиной или спальни.
Страсть к украшательству распространяется даже на малогабаритные балконы. Если же в распоряжение шведа попала просторная терраса, то каждый квадратный сантиметр будет освоен и облагорожен.
Демократия+ремесло=Датский функционализм
Только ленивый не слышал словосочетания «датский дизайн», «датский функционализм». Многие «иконы» современного интерьерного дизайна родом именно из Дании.
Общеизвестно, что в основе классического функционализма (школа «Баухаус») лежит идея, что все проекты (здания и сооружения) должны соответствовать протекающим в них производственным и бытовым процессам или функциям, и задача дизайнеров и архитекторов - революционно преобразить жизнь, руководствуясь этими постулатами.
В Дании же у функционализма не было такого революционного содержания, однако идея объединения новейших тенденций с культурными традициями и высокопрофессиональным мастерством ремесленников очень органично легла на датскую почву и естественно вписалась в повседневность.
Кааре Клинт, основатель школы мебели в Королевской Академии Искусств в Копенгагене, считал, что в основе любого проекта должно лежать знание об уже существующих предметах или элементах окружающего мира, знание математики и человеческой анатомии. Эргономичность, удобство использования, простота, тщательная проработка деталей, предпочтение функции украшательству - он определил основные принципы датского дизайна, актуальные и успешно продаваемые до сих пор.
Безусловно, сам менталитет, география, климат и особый жизненный уклад датчан очень располагали к популяризации этих идей:
1. С молоком матери датчане впитывали такое понятие, как «Янтеловен»( или Хакон Янте), касающееся эгалитарной природы всего датского общества - равенства всех членов общества. «Успех», как преднамеренная попытка выделиться, «отличиться» от других, рассматривается негативно. Демократичность и простота у датчан в крови.
2. Климат и природа. Большую часть года жители Дании проводили в своих жилищах - стремление к совершенствованию интерьера живет в душе каждого жителя этой Северной страны. Неудивительны трепетное отношение к культуре предметного дизайна и продвинутость в вопросах интерьера - большинство датчан в состоянии легко назвать имя проектировщика стула или лампы в их квартире. Скромные пейзажи за окном, близость моря — все это определило совершенно особую, узнаваемую сдержанную палитру. Датчане далеки от буйства красок, в их домах не увидишь «сорочинской ярмарки» и демонстративной роскоши.
3. Простота и здравый смысл — вот что требовалось от мебели в бедное послевоенное время. Датские кооперативные потребительские сообщества (FDB) в 40-х-50-х гг начали осваивать нишу «Народной мебели». Именно в Дании органично прижились идеи минимализма; плоские формы и неяркие холодные оттенки песка и моря, природные материалы, сохраняющие свою фактуру после обработки (дерево).
4. Суть датского дизайна, пожалуй, можно выразить следующими словами: удобство для человека, демократичный подход к жизни, «ремесленный» характер изделий, доступность каждому. Определение «датский дизайн» подразумевает сочетание современных промышленных технологий с идеями простоты и функционализма.
История современного мебельного дизайна написана именами датских проектировщиков: Арне Якобсон, Финн Джул, Могенс Кок, Вернер Пантон, Йёрна Утсон, Ханс Дж. Вегнер - они создали всемирно известные предметы мебели.
Современный датский интерьер - это, как правило, сдержанный холодный колорит (серый, голубой, беж, с акцентами матовым черным), много дерева, минималистичная мебель.
С тех пор, как гениальный Пол Хенингсен придумал свою PH-лампу, в Дании настоящий культ светильников — многие интерьеры «держатся» именно на необычном, уникальном дизайне ламп, торшеров и подвесных источников света. Они организуют пространство и зачастую берут на себя роль композиционного центра.
Каждый уважающий себя датчанин считает обязательной программой наличие в своем доме национальной гордости — стулья Арне Якобсена, Вернера Пантона и прочих именитых персон датского мебельного дизайна - must have в каждом датском доме!
«Ушел в себя. Вернусь не скоро». Норвежский эскапизм
Основополагающими факторами развития норвежского стиля также стали холодный климат, особые национальные черты характера и суровое послевоенное время.
Формирование норвежского интерьера можно тесно связать с понятием «Хютте» (уединенность, спокойствие, а также «коттедж», «дача»). Хютте – символ простого, «первобытного» образа жизни, свободного от элементов технического прогресса. Окно в природу.
Национальная идентичность норвежцев связана с такими понятиями, как здоровье, практичность, основательность, скромность, любовь к природе и бережное отношение к окружающей среде. Брутальность и диковатость норвежцев не могла не отразиться на их жилищах.
Главные признаки норвежского стиля — аскетичность форм, минимум предметов, скромные фактуры, сдержанный колорит.
Отличительная черта - массивы, километры необработанного дерева в своей первозданной красоте или крашеного в белый цвет.
Резьба по дереву - в Норвегии национальный вид «спорта»
Красота - порождение функции: в стремлении «утеплить» жилище появляются звериные шкуры, крупная вязка и всевозможная «крафтовость»
Безусловно, норвежский интерьер немыслим без каминов и печей.
Не последнее место в списке приоритетов занимают охотничьи трофеи и «рыбацкие» мотивы.
Итак, рецепт истинного скандинавского шика прост, вне зависимости от того, примкнете вы к эстетическим идеалам сибаритов-шведов, изобретениям остроумных датчан или аскезе немногословных норвежцев:
Возьмите дерево. Много дерева!
Photo: La Maison d'Anna G. , Bolig , Nicety, Interior Photoes, My Scandinavian Retreat, Pinterest
Екатерина Казанина ©,
Санкт-Петербург