Пекинская торговая улица: история, экспортированная в архитектуру

12.12.2016

Как человек, стремящийся к гармонии в разных ее проявлениях, всегда испытываю неприятные ощущения, когда городские власти разных стран, пытаясь свести воедино коммерцию и имеющиеся в наличии исторические памятники, грубо и без затей «смешивают краски». Совершенно очевидно, что там, где концентрируются туристы, продавать непременно нужно, но почему не сделать это красиво?! Оказывается, реализовать такой подход вполне по силам и эффект оправдывает ожидания.

Picture 507.jpg Picture 386.jpg 

Прогуливаясь минувшей осенью по китайской столице, мы без указателей и путеводителей вышли на чудесную улочку QianMen roadа-ля Невский проспект в Петербурге или  московский  Арбат, -  с многовековой историей и триумфальным успехом архитекторов-реставраторов. 

Picture 484.jpg Picture 430.jpg

Удивительно, что улице протяженностью менее километра суждено было сохранить свое предназначение торговой улицы в течение более 570 лет, минуя династии Ming и Qing. Отреставрированные к пекинской олимпиаде 2008 года, здания магазинов и лавочек выглядят очень аутентично. На некоторых попадаются вывески, сообщающие, что вот это здание всегда было аптекой и сто, и двести лет назад. От этого как-то очень приятно и удивительно становится.

Picture 391.jpg Picture 392.jpg

Picture 497.jpg Picture 496.jpg

С историческими объектами просто, но вот как вписать в ландшафт вполне современные заведения типа кофейни "Starbucks"Тут пекинские архитекторы меня невероятно порадовали. Да, вся сеть "Sturbucks" оформлена одинаково: фирменные цвета -  зеленый, черный и белый. На фото -  кофейня на улочке QianMen – все условия соблюдены, пусть и в другом порядке. Браво, прекрасный пример архитектурного компромисса! 

1.jpg 2.jpg 3.jpg

Скульптурные композиции из бронзы – еще один прием архитекторов. Незатейливые сценки из повседневной жизни старого Китая вызывают живой интерес у иностранных туристов и резидентов.

Picture 502.jpg Picture 515.jpg

Туристический трамвайчик – гордость знаменитой пешеходной улицы. Первый маршрут совершил в 1924 году, но через сорок лет был предан забвению. Спасибо городским властям, а также неравнодушным к своей истории жителям – после реконструкции улицы два туристических трамвая снова встали на рельсы. Трамвай или DangDang Che” (повозка дзинь-дзинь) собран с использованием современных технологий, но сохранил дизайн начала 20 века. Десятиминутная поездка на этом аттракционе с видом на прекрасные и загадочные здания улицы QingMing вызывает гарантированный восторг у детей и взрослых, даже искушенных скоростными поездами и "Диснейлендом". 

Picture 406.jpg Picture 533.jpg

 Picture 509.jpg Picture 508.jpg

Законченный образ старинной улочки создают детали – утилитарные вещи, стилизованные символы Поднебесной. Прекрасно выполненные фонари в форме птичьих клеток, детских барабанчиков «болангу», засахаренных фруктов на палочке. Или клумбы в виде традиционных китайских чанов для воды. Прекрасно вписаны и уличные урны для мусора. Современная телефонная будка буквально растворяется в архитектурной гармонии улицы за счет узнаваемой пагодной крыши. Не забыли архитекторы облагородить и канализационные люки.

Picture 432.jpg Picture 448.jpg

Picture 517.jpg Picture 452.jpg Picture 539.jpg

Традиционная яркая китайская цветочная роспись, каменные Собаки Фо или Львы-стражи, а также цветущие сливы – вот классические мотивы китайской культуры, использованные в стилизации одного из самых уютных уголков современного Пекина

Picture 498.jpg Picture 471.jpg

Хотелось бы когда-нибудь увидеть и на российских туристических улицах балайки и матрешки, самовары и баранки, банные веники и прялки -  в виде объектов современной архитектуры.  

Ксения Лебедева-Петухова ©,

Мой Маленький Шанхай

г. Шанхай




Возврат к списку