Гардероб в гардеробе: о том, как одежда, обувь и модные аксессуары нашли свое место в интерьере и … наоборот!
19.09.2011
Однажды Хелена Рубинштейн, одна из самых знаменитых клиенток английского декоратора Дэвида Хикса, преподала ему важный урок на всю жизнь. Когда Хикс оказался в ее нью-йоркской квартире и спросил о том, какой цвет стен она хотела бы сделать, Хелена принесла свое платье от Balenciaga — пурпурное! Тезис о том, что женщине всегда понравится тот цвет стен, что соответствует ее гардеробу, стал одним из фирменных приемов Дэвида Хикса!
В нашем мире все перевернулось с ног на голову. Интерьер перестал быть чем-то, сделанным «на века». Он становится таким же элементом игры, как одежда, обувь, аксессуары. Меняя обивку дивана и цвет штор, мы создаем особое настроение, пытаемся что-то инспирировать окружающим, продемонстрировать свой статус, тонкий вкус — словом, наши интерьеры вдруг «заговорили» на том же языке, что и fashion-индустрия. Одежда всегда несла функцию кода, набора символов. Теперь и интерьер ей не уступает!
Вобщем-то, все в нашей теперешней жизни, по мнению исследователей современности, зиждется на следующих постулатах:
1. Основной характеристикой человеческого взаимодействия можно назвать, прежде всего, символические коммуникации. Все в мире «общается», обменивается «сигналами». Толковать значения и разгадывать загадки — наши любимые занятия!
2. Человеку свойственно играть— занимать играми себя и вовлекать в них своих собратьев.
3. Цикл жизни любого товара сокращается, заставляя промышленность работать с удвоенной энергией и выдавать концептуально-новое каждый сезон.
И коль скоро ключевым в нашей жизни стал слоган «Потребляй!», мы с азартом взялись переосмысливать и потреблять именно фэшн-образы!
Да, по мнению пессимистов - все уже было. Зато, по мнению оптимистов, жить стало веселее именно благодаря новым методам взаимодействия с культурным прошлым : оно обыгрывается, переосмысливается, цитируется пересказывается и … переворачивается с ног на голову!
Заметьте, если раньше существовала мода на цветовую гамму и материалы, как таковые, то сейчас возможно все! Да, трендсеттеры от дизайна ежегодно в поте лица трудятся: вырабатывают концепции и открывают «цвет года», однако пусть кто-то попробует назвать ваш интерьер неактуальным лишь потому, что он не содержит столь модного в этом сезоне, скажем, лилового оттенка! Чаще всего мы выбираем цвет занавесок и оттенки обоев, исходя из собственных предпочтений, своего цветотипа и эмоций.
Сам интерьер становится нашим аксессуаром и одеждой!
Все-таки тысячу раз права была Хелена Рубинштейн: на фоне стен в «родных» цветах, как и с верным оттенком блузки - лицо румянее, фигура стройнее, образ точнее! Это ли не новое мощное оружие, бьющее точно в цель?
Предметы интерьера и детали одежды как-будто меняются местами!
Это раньше диван был — диваном, а зеркало-зеркалом. Сейчас ваш журнальный столик легко может принять вид дамского корсета, а настольная лампа иметь вид женских ножек, выглядывающих из-под пышных юбок!
В мебельные технологии перекочевали исконно «одежные» приемы: кружево, ручная вязка! И думаем, это пошло на пользу дела! Вы одеваете квартиру, квартира одевает вас...
Демонстрировать содержимое гардеробных перестало быть моветоном!
Наоборот — чем больше, тем лучше!
Возьмем, к примеру, платья!
Изображения диковинных швейных изделий, будь то старинные гравюры с бальными нарядами 19 века или растянутое в натуральную величину на планшете японское кимоно, несомненно, внесут свою лепту в интерьер — подчеркнут и верно обыграют историческую природу или создадут тонкий стилистический нюанс.
Обувь! Она всегда была одним из женских фетишей! А уж когда Керри Бредшоу официально выдала телевизионную индульгенцию этой дамской слабости... Открытые шкафы с изящными босоножками, изображения туфелек на обоях, тканях, декоративные инсталляции — прекрасно, на наш взгляд, и так по-женски!
Использование модных аксессуаров (как изображений, так и их переработанных форм): сумочки, расчески, пуговицы, ремешки — все идет в дело и служит источником вдохновения для декора и..становится предметом интерьера!
Интерьеры приобретают половую принадлежность!
Что может быть более говорящим в создании женского интерьера? Поставьте на видное место манекен с винтажным платьем и ваши гости верно растолкуют ваши сигналы!
Про архитектурность образа в современной моде и конструктивную сторону одежды написано немало — началось все еще в прошлом веке и эта игра продолжается и по сей день! Однако недавно появились в этой теме и неожиданные ходы!
Нет, ваши глаза не обманывают вас — платье как дом! Окутывает, защищает и.. демонстрирует эстетические идеалы,будучи буквально «надетым на вас»!
Гречанка Mary Katrantzou возвела этот принцип в абсолют и прогремела во всех европейских модных журналах начала 2011 года. Она прямо заявляет — пусть комната украсит женщину также, как женщина украшает собой любое пространство! И немного заскучавшая от отсутствия свежих идей богема с радостью приняла этот сигнал и облачилась в платья-лампы с интерьерными сюжетами от идолов фэшн-фотографии Helmut Newton и Guy Bоurdin. Почему нет?
Передовые фэшн-бренды стремятся занять свое место под солнцем: там и тут создаются различные интерьерно-мебельные коллаборации или разрабатываются собственные линии предметов интерьера и аксессуаров для дома.
Привычным стало иметь линию «...Casa” или «...Home”. На изделия перекочевывают запатентованные принты и вожделенные буковки модных логотипов. То есть интерьерные новинки теперь — это часть стиля жизни, часть философии модной марки и … одна из ниш на рынке. Есть ли тут плюсы для самих потребителей? Безусловно. Роскошь становится еще ближе!
Выставляя оранжевые коробочки Hermes на стеллажах, человек демонстрирует свой доход, позицию, эстетические воззрения. Оформляя в паспарту коллекционные каре той же марки, владелец показывает всем а)что он может себе это позволить, б) что он человек, понимающий толк в предмете коллекционирования и в)он в курсе модных трендов и ценитель прекрасного с налетом ретро-шика!
Конечно же, для разработки домашних линий фэшн-брендов приглашаются отраслевые дизайнеры-специалисты, однако «message”, - тот скрытый или явный сигнал, который несут стулья и столы,- все тот же, а материалы — однотипные как для одежной линии, так и для мебельных шедевров. У Hermes, к примеру, – это роскошь, винтаж, респектабельность, ручная работа, натуральная кожа, у Pucci — психоделические оптические принты, которые возвращают нас в эпоху поп-арта со всеми его прелестями и признаками, адепты Versace ищут в посуде и обивке головы медуз и греческие меандры и так далее...
Коллаборации закручиваются и в несколько ином ключе: мебельная марка приглашает именитого или не очень (но обязательно со своим именным почерком!) дизайнера для создания капсульной коллекции.
Пример тому — Шанталь Тома, которая перенесла свои фирменные приемы (эротично-будуарное сочетание оттенков розового и черного, бархат, корсеты и капитоне)— в пуфы и столики. Вышло, определенно, неплохо. Уверена, приличное количество девичьих спален и чилл-аутов ночных клубов включит какой-нибудь из этих говорящих объектов с свое коммуникативно-предметное поле!
Вывод напрашивается следующий: модная и мебельно-интерьерная индустрии стали единым, нерушимым целым. Тем, что производит некий Life Style, символы, сообщения, - теперь это неотъемлемое и эффективное средство коммуникации между людьми. То, что позволяет спозиционировать себя более точно, рассказать о себе то, что вы хотите сообщить, и утаить то, о чем уместно умолчать — а это в нашем мире архиважно!
Из ремесленно-предметной категории детали интерьера перекочевывают в мир коммуникаций и символов и мы с удовольствием принимаем новые правила игры!